Божественная Литургия

Хлеб Небесный.

Толкование Божественной Литургии

(составлено по проповедям священномученика Серафима Звездинского)

У нас в Церкви есть руки Христовы, уста Его и очи Его, есть также сердце Его Божественное. Руки Его – обряды Церкви, язык уст Христовых – Евангелие Христа. Очи Его – таинства святые, через которые Он заглядывает в наши души. Сердце Его – Божественная Литургия.

Много названий дано ей.
Первое – «Пасха» называли ее древние христиане и отцы Церкви. Святой Иоанн Златоуст говорит: «Кто бывает за Божественной Литургией, тот уподобляется возлюбленному наперснику Христову, потому что Литургия есть Тайная вечеря, и мы, вкушая Святые Тайны, как бы к сердцу Христову припадаем, слышим его биение».
Второе название – «трапеза», потому что здесь предлагается нам Небесный Хлеб — Тело и Кровь Христовы Животворящие.
Третье – Евхаристией, благодарением, называют ее.
Четвертое – общением; вот еще одно название Литургии, потому что мы в Таинстве Причащения вступаем в величайшее общение со Христом, через Таинство это Он проникает во все частицы нашего тела.
Пятое – обедней называют Литургию у нас в том же смысле, как название «трапеза»; «обедня» – обед, пир, на который Господин зовет Своих рабов через слуг Своих.

Божественная Литургия состоит из трех частей. С древнейших времен подразделяется так эта служба, даже в Сионской горнице первая Литургия состояла из трех частей.
На Тайной вечере прежде всего было приготовление. Господь сказал ученикам: «Идите, приготовьте нам горницу». Затем Господь возлег с двенадцатью учениками (но Иуда не досидел до конца трапезы, «исшел», как исходят оглашенные – не имеющие крещения). Наконец, Господь начал священнодействие: под видом хлеба и вина дал ученикам вкусить Плоти Своей и Крови Своей. И в Божественной Литургии имеются эти три части (проскомидия, Литургия оглашенных и Литургия верных).

Проскомидия

 «Проскомидия» значит «приношение». Во время нее приготавливаются вино и хлеб (просфоры) для Евхаристии и поминаются души христиан живых и усопших, за которые священник вынимает частицы из просфоры.

Проскомидия вся посвящена воспоминанию Рождества Христова. И так как Христос родился в безызвестности, о Нем почти не знали до тридцати лет, когда Он явил Себя миру, – то проскомидия совершается в алтаре при закрытых царских дверях. Во время совершения проскомидии вспоминаются и страдания Христовы, но как бы в предвидении – так, как предвидел их праведный Симеон Богоприимец.

Во время ее совершения в храме обычно читается особое молитвенное последование – Часы (третий и шестой).
Во время совершения 3-го часа вспоминается суд над Христом у Пилата, который был в 3-ем часу по еврейскому счислению. В самом чинопоследовании 3-его часа отражаются еще две темы: покаянная молитва христианина; сошествие Святаго Духа на апостолов.
В последовании 6-го часа содержатся следующие две темы: распятие Спасителя на Кресте, которое произошло, по свидетельствам евангелистов, в 6-м часу дня; молитва христианина, выражающая упование на милость Божию.

Перед началом Литургии священник совершает каждение Алтаря, церковнослужителей и молящихся в храме. Молящиеся отвечают поклоном. Кадильный дым – символизирует Святаго Духа, наполняющего храм Божией благодатью, и освящая верующих.

Литургия оглашенных

Так называется она потому, что при совершении ее могли присутствовать оглашенные, то есть те, которые только готовились ко святому крещению. Кроме них, здесь могли быть и евреи, и язычники, если они хотели послушать службу.

Священник провозглашает о Царстве Сына Божия, в Троице покланяемого: «Благословено Царство…»; в самом начале Литургии провозглашается Царство, но Царство не земное, не царство, основанное на насилии, на гнете, – нет, провозглашается Царство мира, благословенное Царство Отца и Сына и Святаго Духа.

За возгласом следует великая ектения (усиленное моление). После великой ектении начинают петь антифоны, по-русски это слово значит «противогласник». Так называются эти песнопения потому, что их поют попеременно то один, то другой клирос, как бы перекликаясь. Антифоны теперь часто поют очень сокращенно, на одном клиросе. Пение антифонов является воспоминанием пророков, предрекших нам Христа Спасителя. Каждый антифон сопровождается тайной молитвой священника. Первый антифон отделяется от второго малой ектенией.

Первый псалом царя и пророка-певца начинается возгласом восторга и удивления: «Благослови, душе моя, Господа». Весь этот псалом проникнут благодарностью пред щедростью Господа и священным восторгом пред Его величием.

Второй антифон «Хвали, душе моя, Господа» выражает еще больший восторг царя-пророка. Уже не благословить призывает он душу, но восхвалить, излить свой восторг так же, может быть, как выразил его сам Давид, про которого сказано, что он в священном восторге пред престолом (ковчегом) «скакаше, играя». Второй антифон заканчивается песнью, составленной Юстинианом Великим: «Единородный Сыне…» Ангелы славословили Спасителя, пророки воспели Его, теперь в лице царя Юстиниана прославляет Его весь род человеческий и взывает: «Спаси, спаси нас».

Часть Божественной литургии от «Единородный Сыне…» до малого входа (поются евангельские блаженства) изображает земную жизнь Господа Иисуса Христа до явления Его народу, жизнь Его, проведенную в неизвестности Назарета. Малый вход изображает Крещение и начало проповеди Спасителя.

При малом входе несут свечу, за нею Евангелие, и дальше идет священник. Свеча обозначает Предтечу Господа, Иоанна. Евангелие – Самого Иисуса Христа.
Остановившись в царских вратах, диакон провозглашает: «Премудрость, прости», – и делает Евангелием знамение креста. Этот момент – воспоминание Крещения Господа. Слово «премудрость» напоминает нам, что тайна эта – тайна Богоявления, недоступная нам, разуму человеческому. Словом же «прости» установлено призывать всех ослабевших, лениво, небрежно стоящих к внимательному, благоговейному слушанию Литургии.

После малого входа поются тропари и кондаки празднику. В этот момент мы, обращаясь с нашей молитвой к явившемуся в мир Господу, призываем празднуемых святых как ходатаев за себя. Вслед за этим воспевается «Трисвятое» – песнь ангельских сил пред престолом Божиим, которая прославляет Святую Троицу.

Следующее за «Трисвятым» чтение Апостола является воспоминанием проповеди учеников Господа, а чтение Евангелия – проповеди Самого Иисуса Христа.
Чтение Евангелия – проповедь Спасителя, Который для спасения людей явился в мир. Поэтому вслед за чтением Евангелия воспоминаются чудеса и исцеления Христа. Слепые кричат: «Спаси нас, Сыне Давидов», хананеянка просила: «Помилуй дочь мою», а кровоточивая жена молча прикоснулась к краю одежды Спасителя. Все шли к Нему, все взывали о помощи. И в Божественной Литургии после чтения Евангелия возглашается особенно усиленная молитва, сугубая ектения, то есть удвоенная, так как «Господи, помилуй» поется по три раза.
Чтением святого Евангелия заканчивается Литургия оглашенных и начинается Литургия верных.

Литургия верных

После ектении раздается с амвона голос: «Оглашеннии, изыдите» и т.д. В древнее время все оглашенные при этом возгласе оставляли храм. Теперь этот возглас имеет для нас другое значение: им мы приглашаемся взглянуть в свое сердце, все ли там приготовлено для принятия грядущего Господа к самому торжественному моменту Литургии.  «Оглашеннии, изыдите» – для нас значит теперь требование изгнать все помыслы, все земное, чтобы встретить Царя Славы. Вслед за этим оставшиеся приготовляются усиленною молитвою к наступающему торжественному моменту Богослужения.

Херувимская песнь есть моление Господа в Гефсиманском саду. Здесь проведи перед собой весь Гефсиманский подвиг Господа, Его молитву до пота кровавого, Его страдания за грехи людей. Великий вход изображает распятие Господа.

Возглас «Мир всем» изображает вход Господа во ад для спасения почивших и находившихся там до Его пришествия. Возгласы «Щедротами Единороднаго Сына Твоего», «Мир всем», «Возлюбим друг друга» – означают первую проповедь Воскресения во аде. Пение Символа веры означает восторг тех первых, кому была принесена эта весть.

Возглас «Горе имеим сердца» есть появление во аде Самого Избавителя. «Горе имеим сердца»; «горе» – к высоте, выше земного имеем сердца. Этот возглас призывает нас вознести свое сердце выше всего дольнего, земного, подняться вверх мыслию перед важнейшим моментом в Литургии. «Имамы ко Господу», – имеем сердца, вознесенные к Господу.

Призыв «Горе имеим сердца» приготовляет нас к торжественнейшей части Божественной Литургии, которая начинается возгласом: «Благодарим Господа» и оканчивается: «И даждь нам единеми усты…» Часть эта называется Евхаристическим каноном или еще Евхаристиею протяженною. Слово греческое «Евхаристия» означает «благодарение». «Канон» означает «правило, образец». Таким образом, эту часть называют образцом благодарения: это потому, что эта часть Божественной Литургии именно и служит благодарением Господу за Его величайшие дары. Евхаристиею протяженною названа эта часть потому, что она отличается очень протяженным пением, во время которого священник тайно читает длинные, умилительные молитвы.

Евхаристический канон — самая важнейшая, самая трогательная, самая страшная часть Божественной, таинственной, чудной, великой, священнейшей Литургии. Это — ядро ее.

Евхаристический канон делится на шесть частей:
1) Прославление Бога;
2) Серафимская песнь;
3) Возношение Святых Даров;
4) Благословение Святых Даров;
5) Поминовение святых;
6) Окончание канона, заключение.

Первая часть Евхаристического канона — прославление.

Мы прославляем, благодарим Господа за милость Его к нам. «Благодарим Господа» – возглашает священник в алтаре и архиерей на амвоне, осенняя молящихся свечами дикирия и трикирия. В ответ верующие поют: «Достойно и праведно…».
Мы же, если живем, действуем, движемся, то только потому, что Он соизволяет нам это. Без Него мы ничто, не было бы Бога – не было бы и нас, и земли нашей, и всего мира. Вот за что мы благодарим Господа; благодарим, наконец, и за то, что Он принимает служение у чаши наше человеческое тогда, когда Ему предстоят тысячи и тьмы сил небесных. Но не их искупил Своею Кровию Сын Божий, не для них приходил заклатися, а для нас, грешных, слабых.

Вторая часть носит название «Серафимская песнь».

«Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Твоея». Кто же слышал эту дивную песнь, какой композитор передал нам эту небесную музыку? Пять человек, возлюбленные мои, слышали небесное пение, пять композиторов воспроизвели славословие огнезрачных серафимов – три человека в Ветхом Завете и два в Новом. Слышал песнь серафимов божественный Исайя, восторженно провозвестивший Божественную литургию в Ветхом Завете. В шестой < главе > своей книги рассказывает он так: в трепете закрывали серафимы лица свои, не дерзая взирать на лице Божие. Как же мы-то должны трепетать, когда Он сподобляет нас не только взирать, но и принимать Его устами нашими в Таинстве Святого Причащения. Подумайте, какая великая милость Божия является нам в это время.  

Второй, слышавший песнь серафимов и видевший их был благоговейный Иезекииль. Он узрел престол Господа, поддерживаемый четырьмя животными, которых теперь изображают около четырех евангелистов. В память этих животных произносятся в Божественной литургии слова: «Поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще». Поюще – орел, вопиюще – телец, взывающе, или, по-гречески, рыкающе, – лев, глаголюще – человек. При произнесении этих слов диакон звездицею ударяет по дискосу четыре раза в память голосов этих животных, поддерживающих престол Господа Саваофа.

Третий видел славу Божию муж желаний – пророк Даниил:  «Ветхий деньми воссел на престоле, и тысячи тысяч и тьмы тем служили Ему. Реки огненные протекали перед Ним…»

В Новом Завете видел Господа пребожественный апостол Павел, который был вознесен до третьего неба и слышал глаголы, которые человеку невозможно пересказать. Наконец, Иоанн Богослов, тайновидец, апостол, на острове видел Господа в образе величавого Сына Человеческого и описал это видение в своем Откровении.

«Свят, Свят, Свят» –непрестанно день и ночь в благоговейном трепете вопиют серафимы, пламенеющие огнем любви Божественной. Эти слова, думаю, всем понятны; понятно и то, почему они повторяются три раза. В Ветхом Завете мы часто встречаем указания на Три Лица Пресвятой Троицы. Серафимская песнь исповедует этот наш величайший догмат. Слово же «Саваоф» требует объяснения. При переводе с еврейского имя «Саваоф» буквально значит «Господь воинств». Великое это наименование. Вы вдумайтесь в него. Бог называется Господом воинств. Это прежде всего потому, что Он есть Творец воинств небесных.

«Исполнь небо и земля славы Твоея» – понятны вполне. Они значат: небо и земля полны славы Твоей, весь мир являет славу Божию.

Следующее слово «осанна». Я хочу пояснить вам: «осанна» по-еврейски «гошианна»; по-гречески «осанна» значит приветствие: «здравствуй, привет тебе», «пусть тебе будет хорошо». Вот как можно перевести эти слова. Каждый народ высказывает свою радость, свой привет при встрече своих видных деятелей, например вождей, особенным восклицанием.
Наше пение «Осанна в вышних, благословен Грядый…» выражает привет грядущему Христу. Все окружающее восхваляет Его. За что же весь мир приносит хвалу Господу? Разъясняет это нам тайная молитва священника. Когда в храме поют «Свят, Свят, Свят…» – песнь Серафимскую, священник молится: «С сими и мы блаженными Силами…» – и заканчивает: «Приимите, ядите…» Вот то величайшее благо, которое даровал нам Господь – Божественная Литургия.

Словами «Приимите, ядите…» начинается третий член Евхаристического канона — возношение Святых Даров.

Воспомянув Божественные слова Божественного Учителя, на Тайной вечере произнесенные, священник берет в руки святую Чашу и дискос, поднимая их горе ввысь, возглашает: «Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся». На клиросе поют: «Тебе поем, Тебе благословим…» Объясню слова возгласа «Твоя от Твоих…» – «Твоя», – произносит священник, указывая Господу на хлеб и вино и как бы говоря: «Твоя – Твои дары, плоды земли Твоей, данные нам, приносим мы Тебе».

Земля только потому и приносит плоды, хлеб, виноград, потому только она вознаграждает нас за труд, только потому, что хлеб и вино каждый день приносятся на святый престол при совершении Божественной Литургии. Не нам, не для нас, грешных, покрытых язвами греха, не для нас дает земля свои плоды, не стоим мы их, она дает их для бескровной Жертвы и будет давать, доколе совершается на земле страшная святая Литургия.

«Твоя от Твоих», то есть от Твоих рабов, от Твоих людей. «Тебе приносяще» – Тебе приносим – «о всех и за вся». «О всех» можно объяснить так: о всех грехах, о всех беззакониях. Какие великие, какие благодатные слова «о всех» – за всех, за все грехи приносится эта жертва; беззакония всякие смываются пролитой за нас Кровью. Грешник бедный, грехами покрытый, как проказою, грешник, упавший в пропасть страстей, восклони голову, укрепись надеждою, потому что и за твои грехи и неправды возносится Жертва Тайная любви бесконечной Бога к человеку.

Бескровная Жертва приносится за всех. Пусть не превозносятся те, которые не хотят заглянуть в окно Божественной литургии, топчут в безумии драгоценнейшую жемчужину. Пусть, говорю, они не мнят, что могут жить без Божественной Литургии.  Если они еще живут, если едят хлеб, если источники дают воду, если солнце им светит и луна восходит на небе, то только потому, что совершается Божественная Литургия, а без нее за наши беззакония давно бы попалил нас огонь небесный, давно бы сгнили мы в пропасти наших страстей, задохнулись бы в пучине житейских треволнений. Крест – вот наш якорь. Крест – вот наш покров; заслуги крестные, воспоминаемые каждый день за Литургией, спасают мир от окончательной погибели… «Иже крестом ограждаеми…»

Четвертый член Евхаристического канона — освящение Святых Даров.

Это – страшная тайна пресуществления Святых Даров, то есть превращения хлеба и вина в Пречистое Тело Христово и Пречистейшую Кровь Его. Вознося чашу горе с возглаголанием: «Твоя от Твоих», священник так молится в тайной молитве, в то время как в храме поют «Тебе поем»: «Еще приносим Ти словесную… службу…» Замечательны слова: «И мили ся деем», то есть делаем себя милыми Господу, близкими, дорогими. Вот как бесконечно велико милосердие Божие. Он позволяет нам считать себя милыми Ему.

Затем священник три раза читает: «Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа…» Затем, знаменуя крестным знамением хлеб, он говорит слова: «И сотвори убо Хлеб сей…» Знаменуя вино, говорит: «А еже в Чаши сей…» – и, наконец, благословляя и дискос, и чашу, произносит: «Преложив Духом Твоим Святым. Аминь. Аминь. Аминь». Произношение этих трех молитвословий и есть именно страшный момент пресуществления. По учению Церкви, с этого момента на святом престоле возлежит уже не хлеб и вино, но Самое Пречистое Тело Христово и Самая Пречистая Кровь Христова, и священник повергается ниц перед этой Святынею.

Этот момент Божественной Литургии — основа всей жизни мира, это — ось жизненного колеса. Как без оси колесо не может двигаться и падает, так и наш мир, страстный, грешный, весь сгнивший от нечистоты и беззакония, погиб бы, разрушился бы, уничтожился бы, если бы не освящался этим великим, таинственным, страшным явлением Божественного Искупителя на престоле в храме.

Пятый член Евхаристического канона — Поминовение святых.

Далее мы слышим возглас «Изрядно о Пресвятей, Пречистей, Преблагословенней…», а хор поет «Достойно есть» или «О Тебе радуется», если совершается Литургия святителя Василия Великого. Пока поется это песнопение, священник тайно молится за всех усопших, а затем и за живых: «В первых помяни, Господи…». «И всех и вся» — продолжение этой молитвы хором. Затем мы слышим слова о нашем единении перед Божественной трапезой: «И даждь нам единеми усты и единем сердцем славити и воспевати пречестное и великолепное имя Твое». Завершается Евхаристический канон возгласом священника «И да будут милости Великого Бога и Спаса нашего со всеми вами…».

Шестая часть Евхаристического канона — Окончание канона, заключение.

Далее, после второй просительной ектении «Вся святыя помянувше…» нас ждет общее пение молитвы Господней, «Отче наш». Перед Причащением мы поем ее все вместе — не только потому, что эта молитва дана нам Самим Господом, но и потому, что в ней есть слова «Хлеб наш насущный даждь нам днесь». Мы можем воспринимать их как слова о хлебе насущном, о том пропитании, которое подает нам всем Господь, но святые отцы подразумевали здесь Хлеб Евхаристии — Святые Дары. И воспринимали «Отче наш» как молитву о даровании возможности причащаться Святых Таин, что было особенно актуально в периоды гонений.

После «Отче наш» находящийся в алтаре священник, преподав «Мир всем», закрывает завесу царских врат (напомним, сами они закрыты еще с окончания Великого входа). Диакон возглашает «Главы ваша Господеви приклоните» — мы приближаемся к непосредственной встрече со святыней, к Причащению Святых Таин. Священник тайно читает молитву «Благодарим Тя, Царю невидимый…», которая продолжается возгласом «Благодатью, и щедротами, и человеколюбием Единородного Сына Твоего…». Диакон возглашает «Вонмем» (то есть «Будем внимательны»).

Священник в алтаре, вознося Святой Агнец, возглашает «Святая святым». Этот возглас, возникший в глубокой древности, означает, что Святые Тайны предназначены для тех христиан, которые стремятся к духовному совершенству и ревнуют о Богоугождении и деле преображения и спасения своей души. Слово «святые» здесь используется в значении выделенные для Христа, избранные для Него и освященные Его благодатью. Сам факт нашего крещения уже выделил нас из общего числа людей: «Но вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» (1 Пет. 2, 9). Эти слова первоверховного апостола говорят еще и о том, что каждый из нас призван к святости.

После «Святая святым» хор поет «Един Свят, един Господь» — только Он, Единый Безгрешный, может очистить нас от наших грехов — и затем причастны, или, по-гречески, киноники. Причастен, как правило, стих псалма (хотя есть и исключения, то есть причастны, взятые не из псалмов, например, пасхальный «Тело Христово приимите…»). Сразу после возгласа «Святая святым» перед закрытыми царскими вратами ставится зажженная свеча, которая горит все время, пока причащаются священнослужители; перед началом Причащения народа ее убирают.

Причащение

Причащение – есть Таинство, в котором верующий вкушает (причащается) Самого Тела и Крови Господа и Бога нашего Иисуса Христа во оставление грехов и в Жизнь Вечную. Сам Господь наш сказал: «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» (Ин. 6:53). Для верующих факт действительного преложения хлеба и вина, принесенных на Литургию, в Тело и Кровь Христову несомненен. Таинство это есть самое чудесное, постигаемое одной верой, а не умствованиями человеческой мудрости.

Чтобы Причастие служило во освящение и спасение души, необходимо вести строгую христианскую жизнь и не иметь смертных грехов. «Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. От того многие из вас немощны и больны и немало умирает» (1Кор. 11:28-30).

Святитель Николай Кавасила разъясняет: «Благодать освящает нас через Дары, если найдет нас способными к освящению; если же встретит нас неприготовленными, то и не принесет никакой пользы, и причинит бесчисленный вред». Вопрос о том, как часто нужно причащаться, необходимо согласовать с духовником или со священником, у которого вы исповедуетесь.

Святые отцы о Божественной Литургии и Святом Причащении

Божественное Причащение для верующих – это необходимая составная часть духовной и по Христу жизни.

Свт. Симеон Солунский: «Божественная Литургия – это служба, цель которой – священнодействие Самого Пресвятого Тела Христова и Крови и чтобы даны Они были в Причащение всем верным. И, как таковая, цель ее состоит только в Причащении».

Свт. Николай Кавасила: «Дело святой службы Священных Тайн – это преложение Божественных Даров в Божественные Тело и Кровь. Цель же ее – чтобы верные были ими освящены».

Мудрый Иов, о котором свидетельствует св. Фотий в своей «Библиотеке», в книге «О таинствах» так говорит: «Вся священная служба понимается в Причащении Святынь, поскольку цель ее, и назначение, и дело – Причащение Животворящих и Страшных Тайн и Святынь».

Свт. Василий Великий: «Необходимо для жизни вечной Приобщение Тела и Крови Христовых».
___________________________
При составлении памятки использовались следующие материалы:

  1. Священномученик Серафим Звездинский «Хлеб Небесный. Проповеди о Божественной Литургии»;
  2. Алексей Кашкин «Устав православного богослужения»;
  3. Алексей Кашкин «Твоя от Твоих Тебе приносяще» (Газета «Православная вера» №6 (530) беседовала Марина Бирюкова);
  4. Миссионерский листок «Объяснение Божественной Литургии» (храма Новомучеников и Исповедников Российских в Строгино).

Составитель – Снегирева Екатерина

 

(579)

Перейти к верхней панели